Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика на страницах "Паруса"

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Читайте новые статьи учителя физики и технологии О.А. Воронцова (г. Армавир Краснодарского края) с отзывами и рецензиями читателей-педагогов:

 

1. Воронцов О.А. Индивидуализация в обучении на уроках физики в современной школе.

 

Рост востребованности квалифицированных кадров в современно мире, владеющих навыками разнообразных рабочих специальностей, позволяет предъявлять повышенные требования и к образовательному процессу в этой области. Преподавание физики является первым и основным звеном к последующему формированию целостной личности ученика, способного занять достойное место в современном производстве.

Одним из наиболее эффективных методов качества обучения, на наш взгляд, является его индивидуализация, то есть, организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Индивидуализация как научно-педагогическая проблема издавна находилась в центре интересов методологов, учёных и практиков. Как правило, обычный процесс обучения основан на принятии некоей «нормы» — среднего уровня обучаемости и наличия способностей, поэтому школьники, выходящие за рамки среднего уровня, не всегда реализуют свои потенциальные возможности. Индивидуализация обучения позволяет разрешить названные несоответствия и представляет собой многоуровневое комплексное явление.

На уроках физики учитель должен чётко представлять себе каждый этап обучения: постановка цели, формирование мотивации, решение учебной задачи, способы и порядок действий ученика — таким образом выстраивается единая система, повышающая эффективность деятельности учителя и обеспечивающая должное качество деятельности ученика.

Так, готовя учащихся к восприятию нового материала, учитель выбирает инструментарий, основанный, в том числе, на личном опыте; разрабатывает систему заданий разного уровня трудности и объёма, выделяя основной блок – для всех учащихся и вариабельный — подходящий для разных групп учеников. Многоуровневая система заданий предусматривает последовательное прохождение учениками учебных ступеней по принципу: от простых — к сложным. Таким образом, можно говорить о разнофункциональности вариабельного материала — в зависимости от своей реализации он становится дополнительным, вспомогательным или промежуточным. Выполнение каждого задания подразумевает соответствующий алгоритм действий — функцией учителя, в данном случае, будет являться демонстрация образца такого алгоритма, сопровождаемого развёрнутым пояснением. Следующий этап — выполнение части или целого задания учениками самостоятельно. На основе накопленного опыта педагог заранее привлекает внимания к моментам, способным вызвать затруднения, обращает к специальной или справочной литературе, рекомендует способы преодоления трудностей. Одна задача более низкого уровня сложности подводит к решению следующей — более трудной задачи – такой пошаговый метод позволяет вовлечь в работу класса слабых учеников. В определённых случаях сильных ученикам следует повысить уровень и индивидуальных трудовых заданий.

Характер заданий обуславливает и способы организации классной работы и работы в лабораторных условиях. На уровне объяснения материала такие формы учебной деятельности можно условно разграничить на фронтальные, групповые, индивидуальные. Фронтальные создают атмосферу взаимообмена, эмоционального вовлечения школьников, поднимает их активность. Групповые виды работ (а группы создаются с учётом склонностей, уровня подготовленности и способностей) предполагают более тесное взаимодействие учителя и учеников, способствуют развитию интереса, содержат более богатые возможности способов передачи информации и возможностей оказания помощи каждому ученику, включённому в разной мере и в различные этапы решения учебного задания. Индивидуальные формы деятельности позволяют говорить о формировании индивидуального стиля деятельности, наиболее соответствующего тому или иному учащемуся. Здесь учитель может использовать карточки с заданиями, рабочие тетради, которые требуют заполнения для переходя к практической части. Не менее эффективны доклады и рефераты, выполненные самостоятельно. Следует заметить, что составление индивидуальных заданий является непростым испытанием для учителя физики, поскольку его общение с учащимися не предполагает тесных каждодневных контактов и, в определённых случаях, требует даже применения простого анкетирования, дающего срез знаний и подготовленности к практике каждого ученика. В то же время, следует помнить, что работа со слабыми учениками исключительно над простыми заданиями не позволит продвинуться им в развитии, застопорив их обучение – напомним, что речь идёт о постепенно усложнении заданий с учётом выявленных пробелов в сочетании с изученным материалом. Вообще, обращение к пройденному достаточно эффективно — иногда полезно просить ученика повторить ранее выполненное им задание. Для успевающих школьников возрастает роль самостоятельных заданий, творческих экспериментов, поисковой работы, самоконтроля.

В индивидуальной сфере деятельности большую и продуктивную роль играет ориентация учителя на средства эмоционального воздействия, наглядность, опора на сложившиеся у тех или иных учеников интересы к определённым видам работ.

Комбинация перечисленных форм учебной работы и их тесная связь между собой (даже взаимоперетекаемость) предполагает последовательное и планомерное продвижение всех учащихся к всё более высоким уровням овладения предметом, подготовленного прочной теоретической базой.  

 

Лит.: Климов Е. А., Индивидуальный стиль деятельности..., [Казань], 1969; Унт И., Развитие учащегося и индивидуализация уч. работы, в кн.: Сов. педагогика и школа, в. 6, Тарту, 1972; её же, Индивидуализация и дифференциация обучения, М., 1990; Лийметс X. И., Групповая работа на уроке, М., 1975; Рабунский Е. С., Индивидуальный подход в процессе обучения школьников, М., 1975; Бабанскии Ю. К., Оптимизация процесса обучения, М., 1977; Кирсанов А. А., Индивидуализация уч. деятельности как пед. проблема, Казань, 1982. А. А. Кирсанов; Девина М.В. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в трудовом обучении. М., 2010.

 

Отзывы и рецензии:

 

 Эта статья заинтересовала меня тем, что учитель делится личным опытом работы по разработке системы заданий разного уровня сложности и объема, выделяя основной блок для всех учащихся и вариативный – для разных групп учеников. На основе накопленного опыта педагог заранее привлекает внимание к моментам, способным вызвать затруднения у детей, и рекомендует способы преодоления трудностей.

            Спасибо учителю за то, что бескорыстно поделился опытом своей работы. Постараюсь использовать ключевые моменты, указанные в статье, в своей работе.

А.О. Карма, Новочеркасск.

 

            Заинтересовала убежденность учителя в том, что преподавание физики является первым и основным звеном к последующему формированию целостной личности ученика, способного занять достойное место в современном производстве.

            В статье описана организация учителем обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создавать оптимальные условия для реализации способностей каждого ученика.

            Хотелось бы, чтобы в наших школах было больше таких учителей.

А.В. Иваненко, Челябинск.

 

            Большое спасибо Воронцову О. А. за статью: «Индивидуализация в обучении на уроках физики в современной школе». Учитель поделился опытом работы по данной теме, показал, как с помощью задач низкого уровня сложности подвести учащегося к решению более трудной задачи. Это позволяет ему вовлечь в работу класса слабых учеников и, постепенно усложняя им задания, развивать эту группу детей. Сильным ученикам учитель умело повышает уровень индивидуальных трудовых заданий. Учитель много работает по составлению карточек индивидуальных заданий, использует рабочие тетради по предмету, стимулирует написание учениками рефератов.

            Хорошо, что в школе есть учителя, любящие каждого ребенка и видящие в них личность.

К.А. Светлов, Саранск.

2. Воронцов О.А. Типы нестандартных уроков в преподавании физики.


           На уроках физики возможна реализация различных типов нестандартных занятий, которые обеспечивают активность учащихся, сознательность обучения, возможность самостоятельной работы учеников. Такие уроки формируют у учащихся общеучебные и лидерские навыки, развивают интеллектуальные способности и логическое мышление.

Деловая игра, бинарные уроки, урок-КВН, урок-театр, урок-соревнование, урок-концерт, урок-поиск истин, урок-практикум, пресс-конференция, урок-консультация, урок-диспут, урок-защита творческих проектов, урок-семинар и др.

Рассмотрим подробнее каждый из приведённых видов нестандартных уроков.

Деловая игра — является одним из активных методов обучения. Для неё характерно наличие проблемной ситуации, ролей и ролевых целей, коллективная деятельность, имитация профессиональной деятельности. Деловая игра не только оживляет учебный процесс, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала, но и развивает умения и навыки работать в команде, продуктивное мышление, внимание, память, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Игра предоставляет возможность каждому ученику проявить творческие и организаторские способности, что является удовлетворением потребности в самореализации. Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок добиться поставленных целей обучения.

Бинарный урок — нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут два учителя. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся, потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук — всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию, провоцирует творческий поиск.

Урок-КВН — относится к урокам-соревнованиям, но выделен нами отдельно из-за того, что похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические. Уроки в форме КВН можно проводить как повторно-обобщающие, включая в них разные виды работ (на воспроизведение материала, решение задач, экспериментальные задания и т. п.) и разной степени сложности — от репродуктивных до творческих. Общее правило — занимательность формы. Соревнующиеся команды формируются из учащихся, сидящих в одном ряду. Оценивает работу жюри, избираемое из ребят в начале урока; на доске ведётся счет набранных очков.

Урок-театр — форма занятия, предполагающая реализацию определённого сценария и таких важных театральных атрибутов как актёры, зрители, сцена, украшенная определенным образом и, если позволяет возможность, имеющая декорации. Такой урок способствует приобщению учащихся к истокам народного творчества, способствует гармоничному развитию эмоциональной составляющей личности, учит сопереживанию, воспитывает чувство прекрасного.

Урок-соревнование — основан, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом: никому из школьников не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебном процессе. Как правило, такой урок включает несколько конкурсов разного уровня сложности.

Урок-концерт — методика урока-концерта нередко кажется учителям очень простой и однообразной. Учащиеся представляют классу заранее подготовленные номера на какую-либо изучаемую тему. Иногда это сопровождается включением музыкальных фрагментов или зрительной наглядности, например картин или других изображений. Желательно использование приемов, которые помогают сделать урок-концерт не пассивным, не созерцательным, а действительно обучающим и побуждающим школьников к активной познавательной деятельности.

Урок-поиск истин — урок, нацеленный на развитие у учащихся навыков самостоятельного получения знаний из разных источников. Таковыми на уроках физики могут выступать различные справочные пособия, энциклопедии, учебники, а также художественные произведения, в которых даны ответы на интересующие вопросы. В качестве «носителя истин» могу быть использованы «эксперты» или сеть Интернет. Нужно понимать основную цель такого урока – повышение уровня самоконтроля и ответственности, развитие самостоятельности.

Урок-практикум — создаёт условия для применения знаний, умений и навыков в знакомой, изменённой и новой учебной ситуациях, обеспечивает развитие у учащихся умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем; способствует формированию умения обосновывать суждения; развивает потребность в самостоятельном поиске интересующей социальной информации, развивает умение прослеживать причинно-следственные связи социальных явлений; определяет личностную значимость изучаемого материала, оценивает результативность работы на предыдущих уроках.

Урок-пресс-конференция — как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории учеников, которые объединены одной целью — решение определенной теоретической или практической проблемы. Творческое обсуждение и развязка выбранной проблемы детерминируют содержание конференции, характерным признаком которой является дискуссия, а ее результатом — осмысление этой проблемы. Тематическая конференция, как правило, проводится по отдельной актуальной теме науки, техники, практики. Она может стыковаться с учебной программой отдельных предметов; предопределяться политическими или социально-экономическими событиями, условиями развития общества в стране и за границей. К определению темы конференции желательно привлекать учеников, особенно старшеклассников. Для этого целесообразно провести анкетирование или устное опрашивание учеников.

Урок-консультация — это совет сведущего лица и одновременно помощь нуждающемуся. Исходя из определения цель уроков-консультаций — оказание учебной помощи ученикам. Известно, что таких категорий учеников несколько: одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал, другие не научились решать типовые задачи по теме, третьи пропустили лабораторные работы и не освоили приемы обращения с физическими приборами, четвертые нуждаются в совете по подготовке доклада и реферата, пятые хотят углубить свои умения решать задачи повышенной трудности и т. д. Известно также, что время учителя весьма ограничено, а занятия принесут пользу только тогда, когда будут систематическими (а не эпизодическими). Поэтому и возникает потребность в создании особой методики проведения консультаций, такой, которая обеспечит удовлетворение интересов всех групп учеников, даст возможность проводить занятия регулярно и планомерно, укладываться в оптимальное время и достигать хорошего педагогического эффекта. Если консультативные занятия вести систематически, то они становятся стабильной формой учебного процесса и позволяют решать помимо основных (названных выше) еще целый ряд учебно-воспитательных задач, в частности активизировать школьное самоуправление, расширять и углублять индивидуальные контакты учителя с учеником, лучше узнавать каждого из ребят, оперативнее управлять учебной деятельностью.

Урок-диспут — олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений. Диспут — это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решать и многие другие педагогические задачи. Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях. Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучают к диалогу, т.е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту ученик повторяет пройденное и читает дополнительную литературу. В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения. Сложность их организации состоит в том, что педагогу нужно иметь достаточную эрудицию, чтобы поддерживать спор и направлять его в нужное русло.

Урок-защита творческих проектов — основная цель такого урока — закрепить у учащихся знания, полученные на уроках, и воплотить их в проект, научить обобщать полученные знания, проектировать изделие и  представлять выполненную работу, воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры и аккуратности; развивать логическое мышление. Ученик представляет готовый результат своей самостоятельной подготовки и отвечает на возникшие вопросы учителя и класса, отстаивая целесообразность своего подхода.

Урок-семинар ­— имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, в ходе обсуждения которых ученик не просто усвоит определенные знания, но и находит решение проблемы. Уроки-семинары отличаются и особым характером деятельности учащихся. Семинару предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера. При подготовке к нему учитель может прибегнуть к «разумному распределению труда», конечно, при этом учитываются интересы и способности учащихся. К уроку-семинару готовятся все учащиеся, но каждый вносит свою долю участия. Здесь широко применяются: фронтальные задания (составление плана, чтение справочной литературы); групповые задания (подготовка доклада, стенда, поиск литературы, интервью со специалистом); индивидуальные задания (подготовка выразительного чтения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ эпизода). На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания. С этим связаны и цели семинаров: определение собственной позиции ученика, его личного мнения; выявление способностей учащихся. А главная цель такова: формирование умения самостоятельно искать решения проблемы.

Сейчас, когда идет процесс обновления содержания образования и его модернизация, особое внимание уделяют вопросам, относящимся к общему среднему образованию в области физики. От современного учителя требуют активизации форм обучения. В этих условиях существенную роль играет качественное и творческое образование учащихся, т. к. уроки физики открывают широкие возможности для активизации деятельности школьников. Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию творческим трудом учителя и учащихся.

 

Отзывы и рецензии:

 

Статья Воронцова О. А. о нестандартных уроках в процессе преподавания им физики вызвала интерес. Никогда не думал, что можно провести урок физики , как «урок-театр». Провел, ребята были в восторге. Урок им очень понравился.

            Уроки такого типа приобщают учащихся к народному творчеству, учат сопереживать, воспитывают чувство прекрасного, да и вообще способствуют гармоничному развитию личности.

            Огромное спасибо Воронцову О. А., что он поделился опытом своей работы.

О.А. Расщёпкин, Кропоткин.

 

            Учитель подробно описал проводимые им нестандартные уроки, которые увеличивают активность учащихся, формируют у них лидерские качества, способствуют сознательному обучению.

            Меня особенно заинтересовали описанные в статье уроки «Поиск истины», нацеленные на развитие у детей навыков самостоятельного получения знаний из различных источников. Сейчас это очень актуально!

            Учитель при проведении такого типа уроков в качестве «носителя истины» использует не только «экспертов» и электронные энциклопедии, но и художественные произведения, четко понимая основную цель такого урока – повышение уровня самоконтроля и ответственности учащихся, а так же развитие их самостоятельности.

            Спасибо за статью. Думаю, что проведение уроков такого типа в школе, поможет детям лучше учиться в вузах.    

А.А. Иванов, Армавир.

 

3. Воронцов О.А. Активные методы обучения на уроках физики. 

            Применение активных методов обучения на уроках физики позволит решить следующие педагогические задачи: повышение познавательной активности и творческих способностей учащихся, формирование эстетических представлений и художественного вкуса учащихся; выработка навыков критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; выработка умения применять полученные знания на практике, а также воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.

            Кроме того, в спектр развития попадают интеллектуальные и творческие способности, кругозора учащихся, общеучебные умения и навыки, умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления, личная целеустремленность, самоконтроль.

            Активные методы обучения можно реализовать как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.

            Напомним, что на уроках физики используются такие традиционные формы проведения занятий, как работа с устными и письменными текстами, в ходе которой учитель устно излагает учебный материал. Таковыми можно считать лекцию, беседу, рассказ, объяснение нового материала. Стимуляция активности школьников возрастает за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения, например, при выдвижении и последующем обосновании предложений (гипотез), при постановке проблемных вопросов, при организации дискуссионного рассмотрения нового материала и т.п.

            На решение учебных задач, в данном случае, будут работать следующие учебные задания: использование приспособлений, приборов, организация лабораторных работ; задания исследовательского характера; задания по поиску новых технологий, подбору; имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер (к двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах (например, с отслеживанием силы тяжести, действия рычагов и прочих физических законов), а к умственным — разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры учебного процесса, функционального анализа эксперимента, обоснование рациональности коммуникативных процессов в учебных отношениях, аспектов маркетинга и др.); обучающие игры — это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

            Особое место следует уделить обучающим играм на уроках физики. Такие игры можно условно разделить на организационно-деятельностные, ролевые, деловые, познавательно-дидактические и проектирующие.

Организационно-деятельностные предусматривают коллективную мыслительную деятельность на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).

Ролевые подразумевают наличие задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость и эмоциональное вовлечение учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность, достигающуюся следующими средствами: постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся; обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчик и исполнитель, покупатели и продавец и т.д.); дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями; введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.; обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

Деловые игры являются имитационным моделированием реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.). Моделирующие игры требуют наличия определенных противоречий интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

Познавательно-дидактические игры — такие, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Рождение электричества”, “Бал формул в королевском дворце” и др.

Проектирующие игры чаще всего связаны с решением конструкторской задачи или разработкой процесса исследования. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

Образовательными технологиями и педагогическими методами, которые используются на уроках физики можно считать следующие виды деятельности: неигровые методы (имитационные упражнения), проектные методы обучения, имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения, интегрированные уроки, интегрированные проекты, систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Имитационные и неимитационные виды деятельности следует применять в зависимости от поставленных учебных задач.

Отдельно рассмотрим так называемые интегрированные уроки и интегрированные проекты.

Интеграция в педагогике имеет давние традиции и своих сторонников и обвинителей. Но не стоит отрицать, что многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и физика. Интеграция всегда расширяет научный диапазон, перестраивает мышление учеников и учителей, ускоренно моделирует личность. Так, основные блоки и модули физической науки чаще всего имеют тесные связи с другими предметами. Рассмотрим наиболее яркие примеры: механика, электричество, основные физические законы могут содержать интеграцию с ИЗО, музыкой, графикой, химией, физикой, биологией, литературой, историей, биологией, экологией, физикой, химией, географией; электрорадиотехнологии — с историей, с информационными технологиями, с графикой, математикой. Интегративные связи можно подразделить на горизонтальные и вертикальные. Первый вид — наиболее распространённый — это способ объединения похожего материала разных предметов. При вертикальной интеграции происходит объединение материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. Интеграция на уроках физики может быть реализована через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др. На основе изложенного выше можно подвести итог, подчеркнув, что дидактической особенностью активных методов обучения является активизация учителем внимания и мышления учащихся. При этом активность поддерживается независимо от желания школьников. Для подобных методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.

 

Отзывы и рецензии:

 

В последнее время подростков мало чем можно удивить, а особенно так называемых «трудных».

            Оказывается, активность на уроке можно поддерживать независимо от желания школьников.

            Очень полезная статья Воронцова О. А. «Активные методы обучения на уроках физики». В ней автор обоснованно доказывает, что главной особенностью активных методов обучения является активизация учителем внимания и мышления учеников, используя личный опыт работы, рассказывает о проявлении обратных связей от ученика к учителю, которые служат учителю для качественного управления познавательной активностью учащихся.

 

Ю.В. Чалый, Армавир.

 

            Меня, как учителя физики, заинтересовало описанное в статье Воронцова О. А.  «Активные методы обучения на уроках физики» решение учебных задач, связанных с разбором или построением конкретных ситуаций, касающихся учебного процесса. Думаю, что будет полезным использование названных видов игровых занятий.

            В новом учебном году постараюсь использовать полученные знания в своих уроках.

 

С.А. Бучнев, Ставрополь.

 

            Ознакомился с работой Воронцова О. А. «Активные методы обучения на уроках физики». В статье не только подробно описаны виды обучающих игр на уроках физики (ролевые, деловые, проектирующие и др.), но и на примерах показано, как они могут быть связаны с конкретными темами уроков и их построением. Очень популярно автор статьи объясняет так же, чем отличаются проектирующие игры от метода проектов.

            Спасибо автору, узнал для себя много нового.

 

П.А. Пруцаков, Новомихайловская.

 

     &nbs

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.